Главная В стране и мире Год украинскому «безвизу»: пиар-эффект для властей исчерпан

Год украинскому «безвизу»: пиар-эффект для властей исчерпан

10 second read
0
0
5

Год украинскому «безвизу»: пиар-эффект для властей исчерпан

Год назад, 11 июня 2017 года, украинские граждане заполучили право пересекать границы стран Шенгенской зоны и кандидатов на присоединение к ней без виз при наличии биометрического паспорта. Киевская власть считала это чуть ли не наибольшим своим достижением за период своего правления, а в речах Петра Порошенко нередко можно было услышать фразу о том, что «безвиз» — это «окончательное „прощай“ Советскому союзу и Российской империи».

В сущности, из заурядной процедуры либерализации визового режима (притом граждане стран ЕС получили право посещать Украину без виз еще во времена президентства Виктора Ющенко) правящая верхушка сделала грандиозное событие. Логично, в общем-то, в условиях отсутствия сколько-нибудь значимых достижений за годы пребывания у власти. Однако пиар-эффект от получения «безвиза» для киевских «верхов» был исчерпан примерно спустя полгода. Возможно, с этой точки зрения, для власть имущих было более выгодно затягивать процесс получения «безвиза», приурочив его к плановым президентским и парламентским выборам 2019 года. Вообще, не случись Евромайдан и последовавшие за ним события, Украина наверняка получила бы «безвиз» еще в 2014 году, одновременно с Молдавией, ведь большинство законодательных изменений согласно требованиям Брюсселя было проведено еще в эпоху президентства Виктора Януковича.

Как оказалось через год после получения «безвиза», украинскому обществу он и не особо был нужен. За последний год украинцы 20,3 млн раз пересекали границу стран Шенгенской зоны и кандидатов на присоединение к ней, однако лишь 555 тыс. пересечений было совершено в безвизовом формате, что составляет менее 3% от общего количества (хотя украинцы в общей сложности оформили 8,5 млн биометрических паспортов, на которые был спровоцирован ажиотаж в первые месяцы «безвиза»; стоимость оформления колеблется в пределах $ 30−50). При этом, получение «безвиза» со странами Шенгенской зоны и кандидатами на присоединение к ней не произвело впечатление на Канаду и Великобританию, по-прежнему не соглашающихся на либерализацию визового режима с Украиной.

Как говорится, дорога ложка к обеду: когда гривна «похудела» по отношению к евро в 2,5−3 раза с 2013 года, количество людей, имеющих возможность посещать с туристическими целями Европу, серьезно сократилось. Зато объективно увеличилась потребность выезжать на заработки. Заслуживает внимания тот факт, что номинальная минимальная зарплата в Польше вдвое выше средней украинской (с поправкой на паритет покупательной способности ситуация выглядит лучше, но не существенно). Равно как нельзя не отметить, что украинцы стали наибольшей «трудовой диаспорой» в Литве, которая бьет рекорды по отъезду своих граждан в страны Западной и Северной Европы.

Чаще всего украинцы по «безвизу» ездили в сопредельные с Украиной страны ЕС — Румынию, Польшу, Венгрию, Словакию. Польша в последние годы является ключевым направлением трудовой миграции украинцев, тем более что эта страна наряду с Венгрией и Чехией максимально упростила обладателям биометрических паспортов правила трудоустройства на сезонные работы. Однако структура занятости украинцев в Польше не настраивает на оптимистический лад — только 3% заняты интеллектуальным трудом, а 77% вынуждены заниматься трудом физическим.

По словам главы МИД Украины Павла Климкина, «безвиз» внес свою лепту в то, что отток населения достиг показателя 100 тыс человек в месяц. С одной стороны, Украина теряет и рабочие руки, и высококвалифицированных специалистов, но, с другой, сужающаяся экономика и не требует такого количества рабочей силы. Получается ситуация, когда украинцы востребованы где угодно, кроме самой Украины. Экспорт рабочей силы становится ключевой отраслью экономики, принося ежегодно порядка $ 8−9 млрд украинским домохозяйствам — данный показатель превышает размеры прямых и портфельных инвестиций из-за рубежа. В принципе, в этом и заключается стратегия киевских верхов: выдавить как можно большее количество «лишних ртов» за пределы страны, уменьшив тем самым уровень социального напряжения, но обеспечив стабильный многомиллиардный денежный поток (однако с течением времени таковой будет пересыхать, т.к. все больше людей предпочитают переезжать целыми семьями).

В целом, «безвиз» способствовал тому, что меняются направления трудовой миграции с Украины. Если до Евромайдана казалось, что Россия является фактически безальтернативным направлением миграции, то в последнее время маятник миграционных потоков стал разворачиваться в сторону стран ЕС. Этому способствовали как девальвация рубля, так и упрощение правил трудоустройства в странах ЕС (как минимум тех, которые присоединились к ЕС в 2004—2007 годах). К примеру, украинец, отправляющийся в Польшу, может сразу приступить к работе, а для легального трудоустройства в РФ необходимо на месте пройти небыструю и недешевую процедуру оформления трудового патента.

Среди негативных аспектов получения «безвиза» следует отметить тот факт, что угрозы его приостановки либо отмены (о чем были приняты соответствующие поправки структурами ЕС в конце 2016 года) являются существенным инструментом влияния на политико-управленческую верхушку Украины. К примеру, посол Франции в Киеве Изабель Дюмон в конце прошлого года заявила, что ЕС может рассмотреть вопрос приостановки безвиза для Украины, если Киев продолжит давление на антикоррупционные органы, созданные по требованию Запада. Остается только догадываться, какие непубличные требования к Киеву выдвигают западные столицы, обладая серьезным «безвизовым» козырем.

Парадокс в том, что уже с 2020 года визовый режим, пускай и в мягкой форме, но будет восстановлен так или иначе — для пересекающих границы Шенгенской зоны через авиационные и морские пункты пропуска (в дальнейшем практика распространится на автомобильные и железнодорожные пропускные пункты). 20 ноября 2017 года Совет ЕС в целях безопасности одобрил изменения правил въезда для «безвизовых» стран, которых насчитывается более 60-и. Согласно одобренным законодательным поправкам, к 2020 году должна заработать система предварительной электронной регистрации ETIAS (European Travel Information and Authorization System). Суть в том, что через специальный сайт желающие поехать в Европу будут указывать все свои данные и фактически будут получать трехлетнюю (или до конца срока действия загранпаспорта) визу стоимостью 7 евро; ответ с разрешением или отказом во въезде придет в течение 72 часов.

Словом, пройдет не так много времени, и чуть ли не единственное достижение эпохи «жизни по-новому» будет ограничено. Но к тому моменту на Украине наверняка будет другая власть, перед которой будут стоять куда более важные задачи, чем процесс пересечения гражданами Украины границ Шенгенской зоны.

Денис Гаевский, Киев

Загрузить больше публикаций
Загрузить еще от Игорь Селезнёв
Загрузить еще в В стране и мире

Смотрите также

Доцент из Казахстана: Библейский Адам говорил по-казахски

Первый человек на Земле говорил на казахском языке, утверждает доктор философских наук, до…